Конечно, косвенные признаки на то и косвенные, что могут указать на задачу не предельную, цель не конечную, ценность не высшую. Лучший пример, как всегда, деньги. Деньги как метафизическая сущность и разнообразные боги богатства присутствуют во многих древних и современных мифологиях. Однако они всё равно остаются не более чем средством, причём даже не универсальным, поскольку за деньги ни при каких обстоятельствах не купишь ни достоинство, ни свободу от зависимостей. Возможно, если какое-нибудь средство является ключом ко всем возможным высшим ценностям, оно и является лучшим кандидатом на то, чтобы самому стать такой ценностью. Примером того могут служить пограничные цели — тотальный мир (отказ от всякой вражды) и победа над врагом. То и другое, при их очевидной противоположности, может быть средством для осуществления любой из целей комплементарного круга. Сами же они потому и являются пограничными, что, если рассматривать их именно как конечные цели, в этот круг не входят именно из-за взаимной несовместимости: либо вы отказываетесь от всякой войны, либо видите весь мир как тотальную войну с абсолютным врагом и стремитесь в ней победить.
Наряду с деньгами, ненасилием (миром, покоем) и победой на войне, которые богато представлены в пантеонах и временами занимают там верхние ниши, есть ещё одна загадочная сущность, известная под именем Премудрости. Подчеркну, что это человеческое свойство осмысляется не просто как добродетель, но именно как самостоятельная сущность, пребывающая где-то там в верхних слоях бытия и обладающая божественной природой, то есть достойная поклонения. Напомню, что таковая под разными именами присутствует практически во всех религиозных системах и порой отождествляется с Творцом мира, а в некоторых случаях ставится ещё выше.
Что же она собой представляет феноменологически?
Вот мы и видим, что премудрость — это состояние непрерывного выхода за пределы своего положения, за пределы вечных задач, за пределы самого себя. Почти как праджня и праджняпарамита в буддизме.
Можем ли мы представить это состояние как конечную цель, как высшую ценность? Испытаем её на модели телеософического робота, которая хороша тем, что наглядно, без мистического тумана демонстрирует работу высших ценностей. Роботу заданы конечные цели. И мы прибавляем к ним необходимость и возможность подвергать их все критике, сомневаться в них, отказываться от них и пытаться ставить себе новые. Хотя бы иногда действовать вопреки всем заложенным в него целям. Примерно как кнопки в смартфоне, когда они дрожат, если мы готовим их к перестановке или удалению. Впрочем, не уверен, что такую цель можно технически формализовать для полностью автономного робота. Но уверен, что это прибавит роботу живости и сходства с человеком. Это как раз та иррациональность, которой так не хватало. Мудрый робот уже не робот.
Способность выходить за пределы заданных ценностей сама по себе ценна — даже с точки зрения самих этих ценностей. Это экзистенциальная гибкость, которая может служить условием для реализации любой из них, особенно в быстро и радикально меняющихся обстоятельствах. Но она же может оборачиваться и против любой ценности и осуществляться вопреки выживанию, вопреки свободе, вопреки размножению, вопреки удовольствию, вопреки любопытству, вопреки доминированию, вопреки всему. Все другие ценности могут быть подчинены ей. Ты жил, боролся, работал, размножался, познавал, взаимодействовал с другими, стоял прямо, освобождался и наслаждался ради того, чтобы выйти за пределы всего этого. Всё это лишь материал для рефлексии.
Мы пришли к тому, с чего начали. Тоска по новым ценностям, стремление к ним, порыв и прорыв в их сторону — это и есть десятая высшая ценность. На ней можно остановиться, с ней можно пребывать вечно и что бы там ни было. Премудрость выводит за пределы не только наличных задач, но и всех возможных задач.
Вот почему говорят, что вокруг мудреца всё превращается в фарс. Каждая задача рождает напряжение, а мудрость неизменно разряжает его, вдруг делая всякую задачу необязательной и несущественной. “Если у тебя появилась цель, подвергни её осмеянию”. Смеющийся над собой робот уже не робот.