Напомню, что машина опыта (experience machine, также известная как машина впечатлений или машина удовольствий) — это мысленный эксперимент Роберта Нозика, который тот использовал против аксиологического гедонизма. Вы подключаетесь к машине, и она имитирует для вас осуществление любой ценности. При этом вы ни о чём не забываете и остаётесь в курсе происходящего, то есть понимаете, что это именно индукция. Если гедонизм прав («удовольствие, то есть удовлетворение от осуществления ценности, отделённое от самого этого осуществления, есть единственная высшая ценность»), не может быть даже никакого вопроса о выборе — надо подключаться. Но если есть существенная разница между имитацией и реальным осуществлением ценностей, вы по крайней мере задумаетесь.
Я хочу поставить вопрос о том, какова же собственно эта разница — между имитацией и реальностью — в отношении тех высших ценностей, которые я выделяю. Быть может, рассмотрев эту разницу для отдельных ценностей, мы поймём, что такое вообще реальность и чем она отличается от сна, галлюцинации, виртуальности и прочей условности.
Сразу отмечу, что эта разница может быт процессуальной и абсолютной. Процессуальная разница связана с частной иллюзией, или попросту ошибкой, которая в общем-то не требует изменения характера реальности. Абсолютная разница связана с характером самой реальности. Это будет очевидно на примере первой же ценности.
Уважение
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что другие тебя уважают, а они на самом деле к тебе безразличны или даже тайно презирают тебя.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что другие тебя уважают, а никаких других нет, это всё боты.
В первом случае машина опыта растворена в нашей реальности, её действие может быть основано на нашей собственной когнитивной ограниченности. Во втором случе уже имеет место противопоставление истинной реальности и ложной.
В случае уважения разница между истинной и ложной реальностью — это наличие других. Чем другие отличаются от ботов? Тем, что они похожи на вас. В чём похожи? Они могут свободно сформировать своё отношение к вам и друг ко другу. Не будет свободных других — не будет и никакого уважения. А будет только жалкая имитация.
Соответственно, признак истинной реальности в случае уважения— это наличие свободных других. Именно в этом состоит разница между реальностью уважения и виртуальностью уважения, галлюцинацией уважения, миражом уважения. Всё остальное в этих двух мирах может быть абсолютно одинаковым.
Родство
Процессуальная иллюзия: ты считаешь других родными себе, а они тебя родным не считают.
Абсолютная иллюзия: ты считаешь других родными себе, а никаких других нет, это боты.
Другие должны быть похожи на тебя, в том числе в том, чтобы свободно определять свою родню.
Признак истинной реальности — наличие свободных других.
Жизнь
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что избавился от угрозы смерти, а на самом деле она остаётся. В том числе — ты думаешь, что абсолютно неуязвим и бессмертен, а на самом деле ты в принципе можешь умереть.
Абсолютная иллюзия в данном случае совпадает с процессуальной.
Агапэ
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что помогаешь другим в чём-то существенном, а на самом деле им безразлична твоя помощь или ты им даже вредишь. Случай Дона Кихота.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что помогаешь другим, а никаких других нет, это боты.
Другие должны быть похожи на тебя — они должны быть уязвимы, в том числе смертны, то есть нуждаться в помощи, и при этом свободны принимать или отвергать твою помощь.
Признак истинной реальности — наличие уязвимых свободных других.
Достоинство
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что отвергаешь поклонение кому-либо другому, кроме всесовершенного трансцендентного Существа, а на самом деле поклоняешься какому-то идолу. Этот случай подробно описан у Карла Барта в «Послании к римлянам».
Абсолютная иллюзия — невозможна. Ты вполне можешь поклоняться ботам, которые как-то отвечают на твои мольбы, хвалы, заискивания, подношения, жертвы и проч. И ты можешь поклоняться Тому, Кто заведомо за пределами любой партикулярной реальности, какова ни была её природа.
Мусульманину всё равно — подключаться или не подключаться. Куда Бог пошлёт.
Нирвана
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что освободился от всех зависимостей, а на самом деле какие-то тончайшие зависимости ещё остались. Случай арупалоки.
Абсолютная иллюзия — невозможна. Нирвана — это выход из машины опыта, из всех возможных машин опыта.
Буддисту всё равно — эта машина опыта, другая машина опыта, третья…
Контроль
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что подчинил себе всё и всех, в том числе тех, кто мог бы подчинить тебя себе, а на самом деле твои возможности ограничены или даже тобой тайно манипулируют.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что подчинил себе всё и всех, в том числе тех, кто мог бы подчинить тебя себе, а вокруг только боты.
Должны быть другие, у которых такая же, как у тебя, воля к власти, которых можно было бы побороть и низвести к состоянию безвольного объекта. Реалистичность измеряется степенью сопротивления вашей воле. Свободные другие — это предел сопртивления, их отсутствие — это какие-то поддавки.
Признак истинной реальности — наличие свободных других.
Познание
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что открыл какую-то истину, а на самом деле ошибся или даже был намеренно кем-то обманут.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что открыл какую-то истину, а вся реальность вокруг тебя сфабрикована и в любой момент может быть разрушена или изменена каким угодно образом.
Истинная реальность — это нетварное, вечное и неизменное бытие, знание о котором так же вечно и неизменно. Горний мир Платона, как минимум.
Творчество
Никакая иллюзия невозможна. «Иллюзия творчества» — это скорее метафора, которая обозначает лишь некий вид, уровень или качество творчества, а не его отсутствие. Например, «ты думаешь, что создаёшь (новое), а на самом деле копируешь». Или «ты думаешь, что творишь (вечное), а на самом деле лепишь замок из песка». Или «ты думаешь, что (больше) создаёшь, а на самом деле (больше) разрушаешь». Сочинить стихотворение в рамках машины опыта или вне её — одно и то же.
Поэтому креативисту всё равно — машина опыта или действительность.
Другие должны свободно выбирать — враждовать и применять силу или мириться — и быть уязвимыми для насилия.
Победа нал злом
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что зло побеждено, а на самом деле оно затаилось или даже победило, но держит тебя в заблуждении, чтоб ты и не подумал сопротивляться.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что зло побеждено, а не было никакого зла, ты боролся с ботами. Что значит не было зла? Не было тех, кто мог бы пострадать от зла и кто мог бы либо сопротивляться ему, либо перейти на его сторону. Соответственно, не было тех, чьей злой воле тебе надо было противодействовать.
Признак истинной реальности — наличие уязвимых свободных других.
Мудрость
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что вышел за пределы известных представлений и задач, а на самом деле ослеплён какими-то из них. Ограниченность, недостаток рефлексии.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что преодолеваешь свою ограниченность, а на самом деле нет, потому что нет других, которые могли бы представить тебе радикально отличную от твоей точку зрения. Размышление о том, что думают другие, в чём-то непохожие на тебя и во всяком случае независимые от тебя в своём мышлении — одна из важнейших форм рефлексии. Один из наиболее заметных признаков философа-любителя — отсутствие привычки к диалогу и презрение к историческому диалогу (истории философии) на темы, о которых он вещает.
Признак истинной реальности — наличие свободных других.
Хаос
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что вокруг тебя хаос, а на самом деле это порядок.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что вокруг тебя хаос, а он в принципе невозможен, потому что истинный хаос — это деятельность свободных других. Любая система событий без свободных других содержит в себе некий порядок, пусть даже уловимый на уровне недоступных нам обобщений. Только свободные другие могут быть по-настоящему непредсказуемы.
Признак истинной реальности — наличие свободных других.
Скорость
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что переживаешь множество великих событий, а на самом деле это какая-то ерунда.
Абсолютная иллюзия: ты думаешь, что переживаешь множество великих событий, а оценка событий в принципе невозможна, потому что нет никаких других, это боты.
Большой взрыв и конец света — это великие события? Рождение и смерть мотыльков? Рождение и смерть людей-мотыльков? Об этом можно сказать, только если эти события потрясают других, которые могут автономно оценить данные события в связи угрозой для их благополучия. Без уязвимых свободных других насыщенность жизни событиями невозможна.
Признак истинной реальности — наличие уязвимых свободных других.
Небытие
Процессуальная иллюзия: ты думаешь, что всё погибло, а на самом деле кое-что затаилось.
Абсолютная иллюзия — невозможна. Небытие — это уничтожение самой возможности всякого бытия, не только машины опыта, но и машины машин.
Возможность бытия — то, что Шопенгауэр назвал мировой волей, а Николай Кузанский обозначил как possest (онтологическая характеристика Творца; нигилизм как стратегия в пределе обязательно предполагает богоубийство). Если она сохраняется, всё напрасно. Это видно на примере самоубийства: если вы убиваете себя в рамках машины опыта, за её пределами вы можете либо очнуться, либо впасть в вегетативное состояние, откуда вас можно вернуть к жизни); ровно такая же возможность сохраняется и после самоубийства вне машины опыта. Пока корень бытия не вырван или, например, не отравлен, ценность небытия не осущеcтвлена во всей полноте.
Предлагая свою машину опыта, Нозик задаётся вопросом: почему же мы хотим что-то делать, а не просто переживать? У него нет ответа на этот вопрос. Как видно из вышесказанного, хотя всякое благо действительно для всех возможных миров, не во всяком мире оно осуществимо. А принципиальная неосуществимость предельного блага нестерпима. Это делает мир внутри машины опыта настоящим адом. Вы добились уважения ботов — поздравляем. Вы помогли ботам — примерьте новую аватарку. Вы установили мир среди ботов — переходите на новый уровень. Вы уничтожили главного бота зла — сто очков. Но ни одной живой души вокруг.