Собственность в девяти измерениях

На недавнем комплементариуме обсуждали раздел чрезвычайно крупного наследства. И вновь выяснилось, что применение любого из критериев требует переосмысления, казалось бы, очевидных вещей. То, что представлялось само собой разумеющимся, может быть поставлено под сомнение с точки зрения той или иной высшей ценности. В данном случае центром внимания стала собственность. Наличие собственности считается безусловным благом… если не задумываться, о каком именно благе идёт речь, что понимать под благом. Что же представляет собой собственность с точки зрения тех девяти благ, которые мы считаем высшими?

Для начала определимся, что собственность на какую-либо вещь — это возможность (1) делать с вещью что заблагорассудится (со всеми клаузулами о здоровье, жизни и свободе других), (2) не допускать к вещи других, (3) передавать вещь другим временно или навсегда, возмездно или безвозмездно.

В аспекте здоровья (вечной молодости) собственность — это болезнь. Собственность болезнетворна. Это борьба и нервы. Можно и умереть. Здоровье связано с образом жизни, а не с собственностью. Истинно здоров лишь беззаботный скиталец, которого ничто не обременяет. Чем больше масштаб собственности, тем большего здоровья она требует от человека. Жажду собственности следует соизмерять с запасом прочности организма.

В аспекте свободы от страданий собственность — это зависимость. Собственность — это забота, тревога, страх. Это повод убивать. Это едва ли преодолимое препятствие на пути к освобождению. Крупная собственность может сделать человека рабом. Собственность может совершенно застить ему глаза, он не будет видеть ничего кроме неё. И сам превратится в собственность своих вещей.

В аспекте удовольствия и собственность есть удовольствие. Удовольствие своеобразное, не всякому по вкусу. Не всякий способен наслаждаться борьбой. Не всякому нравится не подпускать к вещи других. Собственность может и тяготить. Собственность свыше определённой меры уже не прибавляет удовольствия, кроме удовольствия от сознания масштабов своей власти. Зато она обязательно прибавляет разнообразных неприятностей.

В аспекте контроля над ситуацией (власти над вещами) собственность — это и есть власть над вещью. Но власть не физическая, а социальная. Все согласились, что эта вещь твоя и позволяют тебе делать с ней что угодно, но это не значит, что ты действительно способен это делать. Если дать человеку в собственность Луну или Марс, это ничего не изменит в его судьбе, пока он не обретёт физическую возможность что-нибудь с ними сделать. А в ряде случаев собственность может, наоборот, лишить контроля над ситуацией. Экипаж, который покидает падающий самолёт, может передать его в собственность остающемуся пассажиру. Пассажир был бы в большей безопасности, если бы этой дорогой вещью владели и распоряжались те, кто умеет ею управлять. То же и с крупной собственностью: владение миллиардами может сделать жизнь неискушённого человека совершенно неконтролируемой.

В аспекте благоденствия рода собственность может быть только родовой. Род, через свои механизмы, может доверить тем или иным своим представителям распоряжаться теми или иными вещами. И через те же механизмы он может передоверить это другим людям. Каждый получает ровно столько, сколько необходимо для блага рода — его многочисленности и сытости.

В аспекте достоинства (попрания идолов) может быть только один Собственник. Любой, кто не обладает всей полнотой совершенства и при этом претендует на собственность, впадает в самообожествление. Все мы лишь гости на этой Земле, и, соответственно, все вещи даны нам лишь как гостям — для удовлетворения самых простых надобностей. И едва ли достоин этих вещей тот, кто не признаёт достоинства Хозяина.

В аспекте отвлечённого познания собственность есть всего лишь условность, основанная на временном соглашении между людьми в отношении тех или иных вещей. Собственность не воспринимается органами чувств, она есть лишь идея. Эта идея, однако, движет вооружёнными людьми, если кто-либо захочет воспользоваться вещью, которая ему не принадлежит, вопреки воле её собственника. Нельзя просто взять какую-то пищу, если ты голоден, или зайти погреться в какой-то дом, если ты замёрз и устал — всё это, оказывается, чья-то собственность. И этот кто-то может позвать на помощь других людей, которые согласились с его правом не подпускать других к этой пище и этому жилищу. Можно, однако, убедить их как-нибудь передоговориться, и всё изменится.

В аспекте взаимной симпатии (социальной гармонии) отношения людей друг к другу по поводу вещей определяются их общественным положением. Старший определяет меру собственности младшего сообразно его месту в иерархии. На вершине иерархии государь, который в конечном итоге определяет меру собственности для всех. Если его мера совпадает с истинным положением вещей и людей, он правит долго и счастливо. Если нет, правление его полно потрясений и кратко. Негоже, если недостойный владеет слишком многим, а достойный слишком малым.

В аспекте самореализации (деятельной любви) собственность — это средство помочь другим. Вещь, которая тебе дана — это твой шанс осуществить свою миссию, принести людям то благо, ради которого ты пришёл в этот мир. Только от тебя зависит, чему послужит эта вещь. Только ты придаёшь ей какой-то смысл. Закопаешь её в землю или выжмешь из неё максимум? Судьба твоей собственности в какой-то мере свидетельствует и о твоей личной судьбе.

Таким образом, очевидно, что лишь в аспекте деятельной любви, то есть в рамках христианской цивилизации, собственность обретает относительно прочные основания. Но эти основания лишь увеличивают то бремя, какое и без того представляет собой собственность.

Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.