Несчастье проистекает из того, что в жизни упущены важные вещи. Тот увлёкся работой и забросил семью. Этот думал только о Боге и забросил быт, отданный в его власть. Третий гнался за удовольствиями и погубил здоровье. Четвёртый бился за симпатии окружающих и впал во множество болезненных зависимостей. И так далее. Чтобы подобного не происходило, необходимо помнить обо всех конечных целях.
Удержание конечных целей в сознании обеспечивается практикой памятования. Традиционным средством памятования являются чётки. Комплементарные чётки состоят из 9 разных бусин, каждая из которых представляет ту или иную цель человеческой жизни. Все они из разных материалов, разного цвета, разной формы и фактуры. Необходимо, чтобы их можно было легко различить на ощупь.
1. Чётки с узелками между бусин
2. Чётки без узелков
9 бусин составляют так называемые перстные, или пальчиковые, чётки, которые при желании можно сделать и в виде кольца, подобно басконскому розарию. Они занимают минимум места, их легко носить с собой и прятать от посторонних глаз. Порядок бусин может быть любым. Соответствие между бусинами и целями подбирается по усмотрению владельца. Для меня, например, удовольствию соответствует застывшая смола — янтарь. Благоденствие рода — дерево. Познание — стеклянный или хрустальный шар (на первых чётках это кубик горного хрусталя). Самореализация — красная керамика (на других чётках это сердолик). Социальная гармония — нефрит (на других чётках его заменил змеевик, он тоже зелёный). Контроль — металл, лучше всего куб (на первых чётках цилиндр с узором, в обоих случаях серебро). Свобода от зависимостей — перламутр, то есть жемчуг (на других чётках его заменил серо-голубой пирит). Здоровье — какое-нибудь зерно, в данном случае традиционная рудракша. На других чётках здоровье представлено говлитовым черепом. Череп в качестве символа здоровья может кого-то удивить, но мало того что это очень по-даосски, в этом есть и прямой смысл: помнить о смерти и значит помнить, что надо заботиться о жизни. Достоинство — какой-нибудь чёрный материал вулканического или метеоритного происхождения (подобно чёрному камню в Мекке), в данном случае это кусочек лавы, на других чётках его заменил чёрный агат с багровыми прожилками.
Самое простое использование таких чёток — мысленное повторение названий конечных целей. Легче всего повторять односложные названия из Эннеады, при любой последовательности они складываются в своего рода стих. Если какое-то время ассоциировать конечные цели с теми или иными бусинами, уже само прикосновение к ним будет автоматически вызывать ту или иную цель в сознании.
Конечно, лучше, чтобы понимание целей предшествовало памятованию о них, но может получиться и наоборот: повторение в конечном итоге приведёт ко вдумыванию, а затем и к проникновению в смысл этих целей. Каждая цель открывает своё измерение бытия, за каждой стоит целый мир, и соответствующая бусина может стать своего рода пропуском в него.
Сознание конечных целей человеческой жизни может разворачиваться в виде созерцания эстремумов, практики благодарения, ежедневной самооценки и планирования. Можно выбрать любую из этих форм сознания, но они могут сложиться и в цепочку, где каждое предыдущее звено постепенно подводит к последующему.
Созерцание экстремумов делится на созерцание рая и созерцание ада. Осуществление конечной цели человеческой жизни — это райская обитель. Созерцая её, вы представляете, как было бы хорошо, если бы цель была достигнута. При этом идеал берётся в своём крайнем, абсолютном выражении. Здоровье — вечная молодость, удовольствие — ничем не омрачаемое блаженство, удовлетворение любопытства — всезнание, контроль — всемогущество, свобода от зависимостей — нирвана, социальная гармония — космическая симфония, самореализация — вечное вдохновение, достоинство — всецелое предание себя запредельному Совершенству, благоденствие рода — единение со всем сущим.
Соответственно, предельное удаление от цели — это удел ада. Созерцая его, вы представляете, как будет плохо, если цели достичь не удастся. И неудача тоже берётся в своём крайнем выражении. Нездоровье — смерть, неудовольствие — мучительная боль, невежество — полная слепота, беспомощность — безнадёжное рабство, зависимости — неутолимая жажда, дисгармония — взаимная ненависть, нереализованность — безучастное прозябание, унижение — пресмыкательство перед всеми, безродность — отчуждение и одиночество.
Созерцание экстремумов неизбежно наталкивает на оценку собственной жизни в отношении того, как далека она от рая и как близка к аду. Это впечатление можно смягчить практикой благодарности. У вас всё ещё есть здоровье, хотя вы им давно пренебрегаете. В вашей жизни ещё есть приятные моменты, хотя вы отворачиваетесь от всего прекрасного. Вы ещё что-то помните из школьной программы, хотя давно ничем не интересуетесь. У вас ещё осталась какая-то свобода благодаря небольшому заработку, хотя вы ленивы и нерасторопны. Зависимости ещё не толкают вас на злодейства, хотя вы почти не сопротивляетесь им. У вас ещё есть какие-то друзья, хотя вы редко о них вспоминаете. Есть ещё вещи, которые вас вдохновляют на что-то, хотя вы много раз предали себя. Вы пока не лижете ничьих сапог, хотя ничто бы вас от этого не удержало. У вас ещё есть родня, хотя вы забыли о ней. Не всё ещё потеряно, есть на чём строить.
Ежедневная самооценка по 9 показателям покажет, как вы пользуетесь этими дарами. Она раскроет перекосы в вашей жизни и неизбежно натолкнёт на действия. Невозможно изо дня в день видеть, чего вам не хватает, и ничего не делать. Поначалу это будут попытки делать небольшие шаги каждый день — хоть что-то для здоровья, удовольствия, семьи, самореализации, познания, контроля над обстоятельствами, освобождения от зависимостей, достоинства, взаимной симпатии с окружающими. Но каждый день придумывать какое-то действие, тем более 9 действий, тоже тяжело. Это неизбежно натолкнёт вас на создание долговременных программ, причём таких, которые сразу работают на несколько показателей. Так постепенно вы будете собирать воедино фрагменты вашей жизни и самого себя.
Во всём этом нет никакой магии, но только самопонуждение к действию, которое работает подспудно и небыстро. Хотя если вы человек религиозный, то можете связать конечные цели с образами своей веры, и сознание этой связи может сильно помочь вам. Например, каждая из них может быть представлена тем или иным бодхисаттвой, христианским святым, одним из даосских бессмертных или одним из имён Аллаха. В таком случае работа со своим сознанием может включать обращение к высшим силам, а движение к идеалу может включать мистическую стадию за пределами повседневности. С точки зрения комплементаризма все мировоззренческие подходы можно сочетать в том объёме, который вам подходит, ведь каждый из этих подходов и построен вокруг одной из 9 конечных целей человеческой жизни.
Но даже если вы отвергаете любой мировоззренческий подход кроме какого-то одного, этим путём приведения себя в порядок всё равно можно воспользоваться. В конце концов это можно считать философским экспериментом, от которого нет никакого вреда.