Удовольствие — это обобщение.
Что общего между чувством насыщения и чувством выполненного долга? Мы говорим, что то и то приятные чувства. Но в самой их фактуре нет ничего, что их бы объединяло, они слишком разные. Самим представлением о приятном мы обобщаем самые различные ощущения в связи с реализацией тех или иных ценностей.
Таким образом уже первичные удовольствия связаны с сознанием, это сознание осуществления той или иной ценности. В этом смысле удовольствия зависимы от других ценностей, являются производными от них.
Вторая ступень удовольствия — это сознание этого сознания. На этой ступени проявляется рефлексивная природа удовольствия. Мало того что я сознаю свою сытость, я сознаю сознание свой сытости, и это уже есть собственно то, что мы обычно называем удовольствием. Когда вас просто хвалят, это приятно. Но когда вы сознаёте “вот, сейчас меня хвалят, я заслужил похвалу и проч.”, это не просто вдвойне приятно — это представляется самой сутью удовольствия.
Видом рефлексивного удовольствия является удовольствие эмпатическое. Наблюдение за тем, как кто-то осуществляет некую ценность, благодаря рефлексии позволяет и вам пережить нечто подобное.
Из-за укоренённости удовольствия в системе сознания становится возможным взлом этой системы и отделение удовольствия от питающих его ценностей, превращение его в самостоятельную ценность. Можно воспроизвести сознание какого-то события без этого события, а тем более можно воспроизвести сознание сознания этого события.
Первой революцией в этом отношении стало отделение сексуального поведения от репродуктивного. Удовольствие от размножения превратилось в удовольствие от имитации размножения, от игры в размножение.
Второй революцией стало открытие психомодифицирующих веществ (алкоголя, различных наркотиков) и практик (ритм, экстатический танец), которые облегчают продуцирование возможно более реалистичных иллюзий, заменяющих действительное осуществление той или иной ценности. И ещё вопрос, стали эти средства костылём для людей с неразвитым воображением или само воображение развилось у людей именно вослед действию этих средств.
Благодаря всему этому возникает третья ступень — чисто воображаемые удовольствия. То есть удовольствие и так связано с сознанием, но теперь оно обрело полную самостоятельность. Так что оно может сопровождать действительные события (а отныне оно всегда неотлучно их сопровождает, то есть мы всегда что-то воображаем вдобавок к действительно переживаемому), а может быть и без них.
Четвёртой ступенью удовольствия является обобщение своего состояния с учётом всех одновременно переживаемых факторов. Примитивное существо концентрируется на чём-то одном — на голоде, жажде, зуде и их утолении. Развитое существо может сказать, что, например, в целом ему скорее хорошо, чем плохо, что сейчас оно довольно или недовольно. Возникает удовольствие как метапоказатель. Радость бытия, печаль бытия или боль бытия. Следующим шагом обобщение распространяется с текущего состояния на оценку более продолжительных периодов и всей жизни в целом. Теперь вы можете сказать, какую жизнь вы ведёте — приятную или не очень, довольны вы жизнью или страдаете, счастливы или несчастны.
Всё это вместе позволяет достичь пятой ступени — отвлечённого удовольствия. Отвлечённое удовольствие — это воображаемое эмпатическое удовольствие в отношении жизни как таковой. В этой форме удовольствие предельно отдалено от того, что происходит с вами в отношении тех или иных ценностей. Вы рефлексивно отождествляете себя с неким не просто воображаемым, но обобщённым существом, которое скорее всего и вовсе невозможно. Поэтому для таких случаев говорят о незаинтересованном созерцании. Оказывается, и жизнь в целом, ничья в особенности, может быть приятной или неприятной, прекрасной или уродливой. Очевидно, что речь идёт об эстетике, о сознании красоты — о высшей и наиболее чистой форме удовольствия.