Второе осевое время

Большинство датировок сотворения мира, от которых ведётся то или иное традиционное летоисчисление, приходятся на период от 5500 до 2300 года до н.э. Это совпадает со временем возникновения письменности – от тэртерийских табличек до оформления клинописи. Если помнить, что быть значит быть для кого-то, а сотворение есть интродукция чего-то кому-то, то это вполне имеет смысл. Мир как связная последовательность возник для человека вместе с возникновением письменной речи.


Тэртерийские таблички

 

Как известно, язык – дом бытия. Для тех, кто не обладает языком, вы существуете будто в тумане, ваше бытие не вполне проявлено, оно как бы мерцает. Вполне существуете вы именно для тех, кто осмысляет вас через язык. Точно так же и вы окликаете из небытия или полубытия тех, кто или что существует для вас. Пока вы это не осмыслили посредством языка, оно для вас существует на уровне доязыковой неопределённости. В языке же оно обретает определённость и полноту бытия. Письменность же есть высшая определённость языка, и особенно потому, что она позволяет фиксировать время в любом его масштабе, формируя память за пределами индивидуальной.


Шумерское письмецо

 

В письменности и человек обретает бытие сам для себя. Письменная рефлексия позволяет не только сравнить себя настоящего с собой прошлым, но также отождествить и сравнить себя с неопределённым множеством других авторов. Письменный человек получает возможность обобщить свою жизнь, как индивидуальную, так и коллективную, увидеть её как бы со стороны и осмыслить её как целое. Поэтому распространение письменности запускает и открытие высших ценностей в человеческой истории.

Ясперс отсчитывает осевое время с 800 года до н.э. Если же отождествить это время со временем проявления высших ценностей, то, по-видимому, стоит начать с более ранних дат. Джайнизм, ведическая религия, гедонизм, иудаизм, зороастризм возникли раньше. Поэма “О всё видавшем”, а это ХХ век до н.э., уже вполне осевая по своему духу.


Абрахам Гиацинт Анектиль-Дюперрон, первым заподозривший насчёт осевого времени

 

Да и верхний предел этой эпохи можно немного сдвинуть назад. Деятельная любовь, или самореализация, развёрнуто представлена как высшая ценность уже в Новом Завете. После Христа человечество не открыло ни одной высшей ценности, и все духовные открытия сводились к различным версиям, уточнениям и комбинациям уже открытого.


Одна из карт осевого времени
Так было по крайней мере до ХХ века н.э. Это новейшее время уже дало нам по меньшей мере три новые высшие ценности (раз-два и три). И притом письменность очевидно дополняется, если не заменяется, новыми средствами коммуникации и самопознания. Можно ли надеяться, что ближайшая тысяча-другая лет будет новым осевым временем.
Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.