Музыкальная аналогия

В прошлый раз я отождествил мировоззрения с музыкальными ладами. В основе такого отождествления лежит толкование ценностей как нот. Есть хроматический ряд ценностей, мы накладываем на него трафарет (лад) и получаем тот набор, который используется для мелодии. Если лад натуральный, то в зависимости от места, к которому прикладывается трафарет, получается та или иная тональность. Но многие лады не дают никаких подобных вариаций: к какому месту ни прикладывай, выходит одно и то же. Например, характерная для восточной музыки пентатоника тональностей не знает: пять нот, с какого бы места их ни высчитывать, звучат всегда с одним и тем же настроением. Только создание натурального лада и вообще классической ладо-гармонической системы, а это 17-18 века, открывает нам это разнообразие.

Соответственно, лад — это историческая форма. Если же мы хотим взять химически/математически чистую форму, керигму, надо говорить о тональностях.

Если ценности — это ноты, то все они присутствуют в каждом мировоззрении. В любом из них мы найдём и здоровье, и достоинство, и вдохновение, и свободу от зависимостей, и лад с окружающими, и удовольствие, и контроль, и знание, и благоденствие рода. Но в каждой из них своя тоника, то есть главная нота-ценность, от которой всё пляшет и которая всё собой окрашивает. Если строить от вдохновения (деятельной любви), получится христианская мелодия. Все прочие ноты будут подчинены главной и звучать не так ярко. Например, здоровьем вполне можно (и нужно) будет пожертвовать ради любви. Если от здоровья, получится даосская, и так далее. То есть разные мировоззрения — это разные организации одного и того же набора ценностей. И разница эта в том, какая из ценностей становится верховной, какая из них задаёт тон. Комплементаризм же в таком случае есть политональность.

Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.