О мировоззренческом соревновании

Разные мировоззрения по-разному мобилизуют людей на те или иные виды деятельности. Многие системы страдают слабостью и/или необязательностью своих требований, что является причиной слабости и отсталости соответствующих обществ и государств. Но есть стандартные способы усилить мобилизационный эффект, выжимающие из мировоззренческих систем максимум. Например, можно представить, что наступила некая чрезвычайная ситуация, лучше всего война в метафизическом масштабе. Все требования теперь усиливаются, выполнять их надо неотступно. Или можно представить, что наступили последние времена. Скоро будет подведён последний итог всем действиям, надо быть готовым. Оптимальный вариант, конечно, соединение того и другого — последняя битва. Это предельный усилитель, который действует в отношении любого мировоззрения. Даже гедонизм можно сделать военно-апокалиптическим: скоро мир захватят мрачные аскеты и жизнь навеки превратится в мрачный Сизифов труд, поэтому некогда увиливать — надо показать образец веселья.

Подобные способы, однако, имеют и оборотную сторону: они недолговечны. Война и последние времена заведомо неестественные и временные состояния. Сознание жизни как войны или жизни как идущей к скорой гибели даёт кратковременную вспышку, но быстро выдыхается. К тому же, вызываемое таким сознанием напряжение легко выходит за допустимые пределы, люди не выдерживают и начинают действовать иррационально. Поэтому предпочтительнее способ чуть более умеренный, зато и более стабильный — соревнование.

Америка родилась из соревнования протестантских сект. Они тягались друг с другом на предмет того, кто честнее, прежде всего кто честнее работает. Со временем американское сектантство вышло за пределы христианства, а соревнование вышло за пределы Америки. Соревнование заразительно, теперь оно так или иначе затрагивает всех.

Поначалу мировоззренческие группы включаются в те соревнования, которые затрагивают их главную ценность. Как правило, это те области, в которых они и более всего сильны. Протестанты кичатся тем, что они самые трудолюбивые. Буддисты — тем, что они самые безмятежные. Коммунисты — тем, что они самые справедливые. И так далее. Но вскоре соревнование захватывает их полностью, и они начинают соревноваться даже в том, чем они обычно пренебрегали. Язычники начинают претендовать на большие трудолюбие и предприимчивость, мусульмане заявляют о своей многочисленности (хотя они уступают христианам по абсолютным цифрам, а индусам по динамике), атеисты-материалисты с пеной у рта доказывают, что они самые нравственные, даже буддисты обижаются, если допустить сомнение в том, что буддизм способствует индустриальному подъёму. Кто богаче, у кого чище на улицах, чьи храмы красивее, с кем безопаснее — всё это и много чего ещё становится предметом соревнования.
Из-за этого происходит естественная комплементаризация мировоззрений. Ведь чтобы успешно тягаться с кем-то в той области, которая для тебя второстепенная, а для него главная, надо переключить своё внимание, сделать хотя бы на какое-то время главной эту другую ценность. Например, протестанты с ревностью и завистью смотрят на безмятежность буддистов и, чтобы угнаться за ними, должны в какой-то мере усвоить буддизм, перенять его культуру безмятежности. А если мусульмане с завистью и ревностью смотрят на успехи протестантов, они должны в какой-то мере усвоить протестантскую культуру труда и предпринимательства. Итог этого процесса — все будут соревноваться со всеми и во всём — этакая олимпиада добродетелей. Это неизбежно, ведь невозможно игнорировать, когда кто-то хвастается тем, что пусть и не является для тебя самым важным, но всё равно имеет значение. Ведь всё, что является главной ценностью в других мировоззрениях, важно и для вас, просто занимает место чуть пониже.

Вызов, который бросают разные дисциплинарные культуры друг другу, даёт надежду носителям каждой из них в условиях современной борьбы. В том числе, например, носителям православной культуры, которые должны теперь показать, что именно они самые честные, предприимчивые, свободные и счастливые. Вот почему свобода убеждений, которую также называют свободой совести, свободой вероисповеданий и проч., жизненно важна для любого общества и государства. Уклониться от соревнования невозможно. Даже если вы заявите о своём неучастии, результат всё равно увидят и посчитают. Закрыться — значит обречь себя на поражение.

Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.