Психология ценностей

Неформализованность и даже неформализуемость высших ценностей не должна смущать. Это нормально, что таковые скорее ощущаются или даже нащупываются, чем схватываются в строгих терминах. Разве у нас есть строгие и всем понятные определения религии, права, культуры, цивилизации? Целые тома теперь посвящают одному перечислению предлагаемых определений. А в точных науках разве лучше? Математика чётко представляет, что такое число? Физика чётко понимает, что такое тело?

Так и с высшими ценостями — мы чувствуем их, они в нашем опыте, притягивают и проч. Но терминологизации не поддаются. Так и должно быть с предельными основаниями всякого постижения.

Впрочем, психология как наука, непосредственно сосредоточенная на нашем спутанном опыте, может отчасти помочь. Если ценности присутствуют в этом опыте и даже в какой-то мере упорядочивают его, то в психологии должны быть эквиваленты, описывающие соответствующие состояния. Они и в самом деле есть.

Например, деятельная любовь — ну, что это такое? Как это уловить? А вот Михай Чиксентмихайи психологически уловил и назвал «потоком» (flow). По описанию, она и есть — деятельная любовь.

Или социальная гармония из конфуцианства — как её определить? Китайцы, наоборот, мастера затуманивать и скрывать. Однако же Пьер Жане нашёл у Месмера слово — раппорт (rapport). И опять, описание очень подходит.

Если раппорт — это ощущение/понимание другого как самого себя, то присущий язычеству идеал семейственности — это ощущение себя неотъемлемой частью целого, листиком на огромном дереве. Что соответствует этому в психологии? Взятое Фрейдом у Роллана океаническое чувство? Что-то такое должно быть.

Буддизм наиболее психологичен, так что его нирвана и не нуждается в эквивалентах. Хотя интересна судьба апатии как наиболее близкого слова. Вначале — это благородный идеал, перешедший от стоиков к христианам. А в конце — какой-то диагноз.

Попрание идолов свяжем с чувством собственного достоинства, или самоуважением.

Отвлечённое познание, или удовлетворение праздного любопытства, тоже имеет близкое себе описание, обозначенное английском словом awareness.

Ну, для удовольствия и контроля всё есть, хотя и совершенно не нужно. Кстати, такая популярная ценность, как комфорт, есть не что иное, как отождествление контроля и удовольствия. По отношению к удобству неживых вещей в быту и проч. это не вызывает вопросов, а вот по отношению к живым существам, данный либерально-пермиссивный идеал глубинно связан с садизмом.

Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.