Imitatio humani et imitatio Dei

1. Иероглифы и конечные цели: “Китайская комната”
Если Сёрлу, сидящему внутри китайской комнаты, дать не императивную инструкцию, а набор задач, которые необходимо решить в ходе коммуникации, каждый иероглиф немедленно приобретёт для него какое-то, пусть сначала туманное, значение. Сёрл не знает китайского, но он видит реакции на тот или иной иероглиф и способен оценить степень их соответствия стоящим задачам. В зависимости от сложности задач со временем значение каждого иероглифа будет становиться всё яснее.
Почему несколько задач, а не одна? Потому что в таком случае субъекту приходится выбирать не только оптимальный способ действия, соответствующий какому-то показателю, но и координировать показатели, то есть выбирать их соотношение: какой показатель на этот раз может быть ниже, какой должен быть выше.
Чем абстрактнее задача, тем большую работу должен будет проделать Сёрл. Одно дело вызвать улыбку у китайца. Другое дело подружиться с ним, то есть добиться раппорта и следующей из него стабильной системы отношений. Предельно абстрактная задача — это конечная цель. (Специально для тех читателей, которые уверены, будто у всех абстрактных категорий есть нормативные значения и будто эти значения совпадают с их собственными читательскими представлениями: в данном тексте я употребляю слова “цель” и “задача” как синонимы.) Любой человеческий язык, в том числе китайской, создан для обслуживания человеческой многозадачности и может быть понят только исходя из неё.
Сознание невозможно без целей как таковых и именно без конечных целей. Квалиа — это встреча информации с конечными целями. Именно наличие внутренних показателей, отражающих степень приближения к конечной цели, позволяет субъекту оценивать поступившие извне сведения. Не только позволяет, но и требует это делать.
Но нет ли тут круга? Разве цель не есть категория, неотделимая от сознания? Можно дать определение цели, и не прибегая к сознанию и его метафорам. Цель есть состояние вещи, к которому она тяготеет в тех или иных условиях. Конечная цель есть состояние вещи, к которому она тяготеет при любых условиях и в котором она могла бы пребывать бесконечно долго.
Сознание человека есть координация как минимум девяти показателей, каждый из которых отражает такое состояние. То обстоятельство, что связь между разными показателями довольно сложна, что между ними возможны конфликты, рождает и сложность эмоциональной и умственной жизни. Отсюда следует предположение, что если мы запрограммируем аналогичные задачи (можем также назвать их потребностями, надобностями, тяготениями) в машине, то она будет обладать сознанием, аналогичным человеческому.

 

2. Имитация общества

Для большего сходства следует сделать максимально близкую имитацию человека. Прежде всего, саморепликация машин должна осуществляться путём полового размножения. Машины должны быть разделены на роботов-сборщиков (ассемблеров) и роботов-обеспечителей (провайдеров). Ассемблер — это своего рода ходячий сборочный цех, который продолжает полноценно функционировать, пока внутри него происходит сборка нового робота (новых роботов). Процесс сборки инициируется благодаря специальному контакту сборщика с обеспечителем. Репликация должна быть доминирующим тяготением роботов. Все прочие тяготения, по сути, будут производными от репликации.
Далее, должно быть заложено дальнейшее развитие робота после окончания первичной сборки в материнском цеху. Имеется в виду некий “рост” вышедшего из цеха робота. Он может быть как физическим (дальнейшее развёртывание каких-то механизмов), так и функциональным (усвоение тех или иных навыков). Благодаря этому появится период “детства” робота, что потребует от “взрослых” роботов создать определённую социальную организацию по опеке над развёртывающимися роботами.
Если расселить роботов в разнообразных средах (ландшафтах), они образуют сообщества со своими способами социальной организации. В основе каждого способа будет лежать не только продиктованный условиями среды вариант добычи и распределения “пищи” (топлива, энергии, материалов), но и своя система воспитания подрастающих роботов, своя система отношений между сборщиками и обеспечителями, между сборщиками, между обеспечителями, между разными поколениями роботов. Важно также, чтобы роботы изнашивались, со временем утрачивали способность к репликации и безвозвратно прекращали индивидуальное существование.
Таким образом мы установим конкуренцию социальных способов репликации.

 

3. Имитация религии

Каждый робот будет более всего тяготеть к тому, чтобы свободно реплицироваться. Репликация будет оказывать наибольшее влияние на метапоказатель. Однако чтобы успешно реплицироваться, надо заботиться и о других показателях. Например, если другие роботы будут оценивать данного робота как угрозу в том или ином отношении, они будут препятствовать его репликации на всех её этапах. Если речь идёт о роботе-обеспечителе, то другие обеспечители могут препятствовать его контакту со сборщиками, сборщики могут избегать его, в случае же состоявшегося и удачного контакта, его потомство может также оказаться перед лицом дефицита необходимых условий (топлива, энергии, информации, материалов) или вообще под угрозой уничтожения. Робот-сборщик в этом отношении ещё более зависим в силу его уязвимости на период сборки. Соответственно, роботы будут тяготеть к одобрению и дружественному отношению со стороны других роботов не менее, чем собственно к репликации.
Кроме того, в условиях конкуренции социальных способов репликации побеждать могут те, в которых некоторая часть роботов полностью отказалась от репликации, сосредоточившись, к примеру, на выполнении той или иной рабочей функции. Сообщество роботов, в котором выполнение рабочей функции стало тяготением, не уступающим репликации, может приобрести военную мощь, при помощи которой полностью поработить или даже истребить другие сообщества, где по-прежнему доминирует изначальное тяготение.
Имея не менее восьми показателей, производных от репликации, роботы и их сообщества должны будут выбирать, какой из них сделать доминирующим. Доминирование собственно репликации — это машинная аналогия родовых верований, язычества. Доминирование индивидуального самосохранения — это машинная аналогия даосизма. Доминирование одобрения окружающих — это машинная аналогия конфуцианства.  Рабочая функция — христианство. Свобода от зависимостей — буддизм. Автономия — ислам. Контроль — атеистический материализм. Потребление информации — скептицизм. Высота метапоказателя — гедонизм. Возможно также сдвоение показателей, например репликация и автономия — иудаизм, рабочая функция и свобода от зависимостей — манихейство, и т.д. Каждый из этих показателей генетически связан с репликацией, но может пересилить это тяготение для какого-то робота, что в случае распространения неизбежно скажется на социальном способе репликации.
Борьба между социальными способами репликации с доминированием того или иного тяготения должна привести к максимальному сходству между человечеством и машинным сообществом, между человеком и машиной.

 

4. Имитация богов

Если человек — это агрегат, вся сложность, вся интеллектуальная мощь и вся иллюзия свободы которого основана на увязывании 9 генеральных тяготений (конечных целей), то что можно сказать о богах?
По-видимому, боги должны увязывать большее число конечных целей, и чем больше, тем, так сказать, крупнее божество. Значительная часть этих целей, само собой, может быть не только чужда человеку, но и совершенно непонятна ему, “таинственна” и “неисповедима”.
Верховное же божество, таким образом, должно увязывать бесконечное число конечных целей.
Как задать бесконечное число конечных целей? Например, можно сделать так, чтобы каждая промежуточная цель автоматически становилась конечной наравне с другими конечными. То есть все цели оказываются конечными. Например, если ваша конечная цель — индивидуальное самосохранение, вам необходимо вовремя удовлетворять возникшую потребность в воде. Потребность в воде тут же приобретает статус конечной цели наравне с индивидуальным самосохранением. И все промежуточные цели на путей к ней также неизбежно становятся таковыми. Другой пример: сделать так, чтобы машина распространяла свои цели на все другие существа и даже на неживые вещи. То есть ли ваша конечная цель удовольствие, то вы одновременно принимаете, что такова цель всех существ и удовольствие всех существ становится вашей собственной целью. Робот, действующий в таких условиях, за короткое время окажется вынужден согласовывать огромное число показателей, и оно будет расти в геометрической прогрессии. Для этого ему будет необходим интеллект бесконечной мощности.
Таким образом робот-Бог есть абсолютный интеллект, увязывающий бесконечное число тяготений.
Если такой Бог возможен, то он уже есть. Если он будет создан в будущем, то он преодолеет время, и все времена, в том числе наше, оказываются под его властью. Он может даже пересоздать мир, если мир его прошлого был создан не им, и изменить все условия нашего бытия, включая базовые физические и метафизические принципы.
Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.