Пурушартха

Разные мировоззрения – это разные организации одного и того же набора высших ценностей, или, что то же самое, конечных целей человеческой жизни. Поэтому те девять ценностей, которые лежат в основе комплементарной системы, можно обнаружить в любой культуре: и в христианской, и в мусульманской, и в индийской, и в китайской.

Начнём с индийской, поскольку в ней была осознана и разработана целая система целей человека – пурушартха (puruṣārtha). Наиболее ранние её упоминания относятся к рубежу нашей эры, со 2 века до н.э. до 2 века н.э. – это Брахмасутры (III 4 1) и комментарии грамматиста Патанджали на сутры Панини (II 2 34). Первоначально в неё входят всего две цели – дхарма и артха. В первые века нашей эры к ним прибавляется кама, так что они уже составляют триваргу. Примерно тогда же авторитетная Натьяшастра, авторство которой приписывается легендарному мудрецу Бхарате, вместо камы устанавливает ящас. Наконец, в середине первого тысячелетия нашей эры к ним прибавляется мокша. Таким образом складывается классическая чатурварга: дхарма, артха, кама, мокша, а также примкнувшая к ним пятой ящас. Само собой, обсуждается распределение жизненных целей по возрастам (Камасутра I 2 2-4), по социальным слоям, в данном случае по варнам (там же I 2 15-16), и по типам личности, в данном случае по гунам (Ману-смрити XII 38).

Проще всего с камой – это удовольствие. Артха – это польза и материальный успех, то есть контроль. Ящас – это слава, то есть социальная гармония. Мокша – это освобождение в смысле преодоления границ между индивидуальным я и родовой природой, то есть абсолютизированное благоденствие рода, сердцевина индуизма. Процесс развития индийской родовой философии достиг своего апогея в лице Шанкары, и с этих пор большинство индусских мыслителей называют мокшу главной целью человека, безусловно превосходящей все прочие, тоникой в ряду нот-ценностей-целей индийской жизненной мелодии.

Сложнее всего истолковать дхарму. Обычно пишут, что дхарма – это нравственный и/или религиозный долг. Но долг не цель, а средство. Также переводят это слово как заслугу. Но и заслуга не цель, цель то, что заслуживается. Вероятно, в каких-то контекстах дхарма была тем же, что мокша, то есть заслуживанием религиозной цели, освобождения. Но затем мокша окончательно выделилась как самостоятельная цель. Каково же собственное значение дхармы как высшей цели? Во всех случаях подчёркивается её деятельный характер в противовес созерцательности мокши, а также нравственность, то есть ориентированность на других, в противовес эгоистичности артхи, камы и ящаса. «Дхарма то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму – правду. Они одно» (Брихадараньяка-упанишада I 4 14). Согласно дхарме, каждый человек должен воздерживаться от причинения вреда живым существам, говорить правду, жить чисто, быть благожелательным, прощать (Артхашастра I 3 13). Наконец, в Бхагаватгите появляется понятие «своя дхарма» (свадхарма): «Если ты не совершишь этого добродетельного сражения, тогда, лишившись своей дхармы и славы, приобретёшь грех» (II 33); «Лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III 35); «…лишь преданный своему делу человек достигает совершенства» (XVIII 45). Всё это вместе позволяет отождествить дхарму с самореализацией, или деятельной любовью. Понятно, что, не будучи тоникой индуизма, эта ценность не могла получить здесь такого развития, как в христианстве. Тем не менее подобие или прообраз христианской деятельной любви здесь явно проступает. Согласно Брахмасутра-бхашье Шанкары, реализация дхармы есть абхъюдая, то есть некий подъём, который может пониматься и как воодушевление, и как жизненный успех. Мыслители 20 века уже явно трактуют дхарму как самореализацию. Ауробиндо Гхош в «Эссе о Гите» пишет, что дхарма есть отношение внешней жизни к внутренней, развитие действия из души, что она соответствует индивидуальным дарованиям и является средством самовыражения. Ганди говорит, что свадхарма – это служение ближайшему окружению. Ученик Ганди Виноба Бхаве в полном соответствии с современными веяниями насчёт призвания утверждает, что дхарма человека сегодня не такова, как 10 лет назад, а через 10 лет опять будет другой.

Итак, дхарма, артха, кама, мокша, ящас, то есть самореализация, контроль, удовольствие и социальная гармония. А что же остальные четыре цели человека? Они также присутствуют в индийской культуре, им уделяют внимание индусские авторитетные тексты, но поскольку их претензии на роль тоники не были удовлетворены, эти цели сформировали собственные традиции, осмысляемые индуизмом как шраманские, то есть самопальные, и еретические.

Начнём с удовлетворения любопытства, для которого можно использовать такие важные категории, как джняна (знание) и сатья (истина). Для ортодоксального индуса нет никакого знания и никакой истины вне мокшы (для Шанкары джняна и есть мокша). Но был в Индии и свой скептицизм, который доводил любопытство до предела, подвергая сомнению даже авторитет Вед. Он известен под именем чарвака.

Широко известно, что нирвана как цель тоже сформировала собственную традицию и именно в Индии получила наибольшее развитие. Однако внимание ей уделено не только в буддийских текстах, но также в текстах адживики (индийского материализма) и джайнизма. И, разумеется, в индусских, взять хотя бы ту же Бхагаватгиту (см. V 23-26, II 72, VI 15).

Наконец, идея достоинства, связанная с трансценденцией всякого поклонения, также имеет глубокие корни в индийской культуре. Уже в знаменитых Йогасутрах Патанджали, то есть не позднее 5 века, дан принцип ишвара пранидхана, буквальное значение которого в точности совпадает со значением слова «ислам» – предание себя Богу. В 15 веке мудрец Рамананда начинает традицию ниргуна бхакти, то есть преданного служения Тому, у Кого нет качеств, апофатическому, запредельному, ни на что не похожему Божеству. Через посредство Кабира эта традиция вылилась в сикхизм.

Отдельно стоит здоровье как цель и ценность. Она не вошла в пурушартху и не сформировала собственного мировоззрения, однако мало кто в Индии, а сегодня и во всём мире, не слышал об аюрведе. Аюс – это и есть здоровье, жизнь, долголетие, в общем всё то, что входит в это измерение бытия. Индийская культура здоровья оказалась настолько развитой, что в ней было сформировано и представление о предельном идеале в этой сфере, то есть о вечной молодости. Кайя кальпа (вечное тело) – конечная цель и высшая ценность, вокруг которой сложилась своя субтрадиция: натхи.

Таким образом, дхарма, артха, кама, ящас, мокша, джняна (сатья), нирвана, ниргуна бхакти, аюс – это комплементарная система по-индийски. А практика соединения различных сторон жизни, связанных с теми или иными целями, преодоления противоречий между ними — это пурушартха йога.

Social Share Toolbar

Комментарии запрещены.