Вы применяете критерий, доминирующий в мировоззренческой системе конфуцианства.
Для вас нет ничего важнее взаимного согласия с окружающими.
Согласие означает гармоничное взаимодействие, при котором каждый его участник занимает подобающее ему место и ведёт себя в соответствии с ним. Если это условие соблюдено, не может возникнуть непонимания – все знают, чего друг от друга ждать, кто к чему стремится и в чём нуждается, какой знак кому нужно подать, чтобы чего-то от него добиться, и так далее. В итоге возникает своего рода музыкальная гармония, настоящая симфония взаимоотношений, которая прекрасна сама по себе и наполняет блаженством всех её участников. В ней всякое действие рождает мелодичный резонанс, жизнь стабильна и сбалансирована, отсутствуют острые конфликты и потрясения.
Устремляясь к такому порядку, вы обращаете внимание прежде всего на соответствие человека и места, места и поведения, поведения и ситуации. Всякому общественному положению, всяким обстоятельствам места и времени, всякой решаемой задаче приличествуют определённые манеры – своего рода ритуал. Дети должны почитать родителей, младшие старших, подчинённые начальников, ученики учителей. Всякая, даже неживая, вещь рассматривается как участник тонкой и стройной системы взаимосвязей. Каждому отведены своя роль, своя ступень в сакральной иерархии и своё время для самораскрытия в мерном цикле движения этой системы.
По сути дела, вас не интересует ничего, кроме того, что можно назвать обществом и общественными отношениями. Но и весь космос можно рассматривать как вселенское общество, в котором каждая планета, каждое созвездие, каждая стихия, каждая сторона света несут какой-то смысл и являются опорами универсальной гармонии. Принципы этой гармонии одни и те же в семье, в государстве, в природе и во всей Вселенной. И в случае если кто-либо их нарушит, он ставит сам себя вне гармоничной мировой жизни. Если же он целенаправленно разрушает гармонию, особенно занимая достаточно высокое положение, то подлежит замене, подобно тому как весна сменяет осень.
Благороден тот, кто заботится о всеобщей гармонии, и низок тот, кто думает только о себе, даже если общее благо под угрозой. Однако любое изменение, любое исцеление общественного недуга должно проводиться крайне сдержанно, аккуратно и с уважением к традиции.
Самое ужасное для вас – это всеобщий разлад, дисгармония, хаос и резкие перемены. Если благородные люди влачат жалкое существование, а низкие люди задают тон – это даже хуже, чем мороз летом или жара зимой. При таком положении люди не знают, чего ждать друг от друга и от самих себя, всё общественное здание рушится и мир близится к полному распаду. Остаётся либо уйти в добровольное изгнание, либо пожертвовать своей жизнью ради спасения целостности бытия.
Вся ваша жизнь – это самоотверженное служение обществу и его гармонизации. Чтобы понимать нужды окружающих, необходим тонкий настрой на сопереживание – до такой степени, чтобы любая неприятность другого отзывалась болью в вас. При таком настрое вы никогда не сделаете другим того, чего себе не желаете. Ведь по сути вы являетесь неотделимой частью мирового целого, и любые неурядицы этого целого неизбежно резонируют в вас – так же как и ваше собственное несовершенство неминуемо наносит ущерб великому целому.
Подобный взгляд на окружающую действительность мне наиболее близок, полагаю что всеобщим двигателем социальных процессов явлется не антагонизм, а компромис: стремление сохранить равновесие. Энергия перетекает из одного состояния в другое как раз для поддержания равновесия. Всякое действие должно быть уравновешено противодействием.
Уведомление: Философский кристалл | Комплементариум
Уведомление: Неестественная телеология, или Биология ценностей | Комплементариум
Уведомление: Пурушартха | Комплементариум