Отвлеченное познание (отсутствие задачи)

Вы применяете критерий, доминирующий в мировоззрении классического скептицизма (пирронизма).

Для вас нет ничего настолько важного, чтобы сделать выбор в его пользу, и в то же время вы не прочь узнать, как всё устроено на самом деле, независимо от ваших желаний.

Вы не преследуете никакой общей цели, а просто окидываете мир вокруг себя незаинтересованным взглядом. Поскольку вам от него ничего не нужно, реальность теряет кажущуюся определённость. То, что кажется доказательством другим – тем, у кого есть сильная заинтересованность в чём-либо – для вас таковым не является. Вы можете позволить себе предельную критичность ко всему. И в её свете многие признанные очевидности становятся сомнительными.

Вы замечаете, как меняется картина мира в зависимости от настроения, состояния здоровья, возраста, общественного положения, положения в пространстве и так далее. Ни о какой вещи нельзя сказать чего-либо, чему нельзя противопоставить противоречащее, но совершенно равноценное высказывание. То, что одним представляется неоспоримой истиной, другие расценивают как наглую и губительную ложь. На выборе, сделанном без достаточных оснований, построены многие догматические системы, ради которых люди отдают свои и чужие жизни.

Вы же не следуете догмам, признавая, что не знаете ответов на многие вопросы (агностицизм), и если что-то делаете, то лишь по очевидной необходимости. Впрочем, для вас допустимо и следование обычаям, принятым в стране, где вы живёте – хотя бы в силу привычки или под давлением требовательного большинства.

Вы реагируете на явления, но ничего не можете твёрдо сказать о вещах самих по себе, как они есть на самом деле – даже того, существуют ли они. Возможно, они и реальны, но не исключено также, что всё это лишь мираж, иллюзия. Вы не знаете, к каким последствиям могут привести те или иные действия, особенно в хоть сколько-нибудь отдалённой перспективе. Впрочем, можно руководствоваться примерной вероятностью последствий для тех или иных поступков. Так же обстоят дела со всем, что вас окружает, в том числе с соотечественниками, друзьями, родными. Нельзя сказать наверняка, ни что они на самом деле собой представляют, ни как к вам относятся. Вы имеете с ними дело, потому что такова данность вашей жизни. И нет смысла в попытках изменить эту жизнь, так как неизвестно, будет ли что-то другое чем-либо лучше.

Самым недостойным и опасным вы считаете веру во что-либо, что недостаточно обосновано или не более обосновано, чем его отрицание. Люди, которые выбрали этот путь, на ваш взгляд, находятся в плену наваждения, заставляющего их бежать от призраков или гоняться за ними. Вы стараетесь соблюдать духовную гигиену и постоянно следить за тем, чтобы какие-нибудь верования не вкрались в ваши мотивы, и сводить подобные тяготения к возможному минимуму.

Так как всё допускает о себе взаимоисключающие суждения, насчёт чего угодно можно испытывать какие угодно, в том числе противоречивые, эмоции либо не испытывать никаких. И последнее предпочтительнее, поскольку эмоции могут искажать и без того несовершенный взгляд.

Принимая загадочную жизнь такой, какая она есть, вы движетесь к полной невозмутимости и безмятежности. Этот идеал может быть осуществлён как сознание того обстоятельства, что всякая вещь ничуть не больше одно, чем другое, и что о вещах, по сути, больше нечего сказать. И даже смерть ничуть более страшна, чем жизнь.

Social Share Toolbar

Отвлеченное познание (отсутствие задачи): 3 комментария

  1. Уведомление: Смысл жизни по Платону | Комплементариум

  2. Уведомление: Музыкальная аналогия | Комплементариум

  3. Уведомление: Пурушартха | Комплементариум

Добавить комментарий